Мария Понаморева

Творческая мастерская
Марии Пономарёвой

Эксклюзивные авторские работы: славянские обереги, панно, интерьерные композиции, этническая керамика, сувениры и много других красивых керамических произведений.

Мария Пономарева - о творчесте, о жизни, о личном

Солнце над древом мира


Каждый мастер уникален по-своему, но когда встречаешь человека, который словно живет в другом мире, выливая из него в материал живые, полные смысла и необыкновенной притягательности образы, ловишь себя на мысли: «Как это? Чем живет человек, что позволяет ему быть таким?» Художик-керамист Мария Пономарева из обычной глины создает сказочные творения, наполняющие человека добром и живительной энергией.
- Керамика-это стихия, она очень многообразна, новые возможности открываются буквально каждый день, - рассказывает Мария Пономарева, - все, кто ей занимается, находят что-то свое, делают большие или маленькие открытия – это так увлекательно, затягивает и не отпускает. Меня сразу поразила пластичность глины, то, как она откликается на каждое прикосновение. И завораживает то, что происходит с керамикой в печи, результаты обжигов бывают такими неожиданными, интересными.

О творчестве


- Расскажите, как вы пришли к керамике?

- В детстве я всегда любила что-то делать руками: процесс созидания, творчества всегда интересен. Вышивала, вязала, рисовала. В Кемеровском художественном училище выучилась на художника-керамиста. Во время учебы я открывала все новые свойства глины, мне нравилась ее пластичность, податливость, как она слушается рук. И сразу после окончания училища начала заниматься керамикой: делала различные сувениры. Тогда еще привозной керамики не было и наша - ценилась. Друзья и знакомые обеспечивали нас заказами, кроме того, мы сдавали свои работы на реализацию в специальные магазины для студентов и выпускников – их организовывали сами преподаватели.

- Для керамики нужна какая-то особенная, специальная глина?

- Нет, самая обычная. Мы с мужем набираем глину в карьере, после этого ее нужно размочить, процедить и высушить. И все - можно лепить. Добавлю, что мне нужна только та глина, которую мы делаем сами – с другой я работать не могу.

- Какая тема в вашем творчестве главная?

- Моя основная тема – обереги и символы, она появилась несколько лет назад. Я постоянно пробовала что-то новое, искала свою нишу. И на этой теме я остановилась – она пока еще не реализована полностью. Нужно сказать, что символизм близок мне: в моих работах всегда присутствует символ Солнца – основной оберегающий символ для всего: человека, его жилья, Земли.

- Во многих произведениях вы изображаете дерево: что оно означает?

- Издавна дерево символизировало соединение человека с Богом. «Мировое древо», древо жизни – в верованиях древних славян это мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. А самый первый образ дерева ко мне пришел во сне. Крону «Мирового дерева» я сделала в виде колеса, каждая его ветка символизирует время года. А в середине два ангела: всеми процессами на Земле движет любовь.

- Вы ведь не сразу пришли к этой теме? Она вам нравится, потому, что обереги защищают человека?

- В языческие времена люди по-другому относились к природе. У них были духи земли, воды, какого-то места, они почитали землю, на которой жили, бережно относились к ней, поклоняясь этим богам. И мне хочется привнести в нашу жизнь образы славянских богов. Мне хочется, чтобы люди берегли не только свой дом, не только себя и своих родных, но и свою землю, на которой они живут. Чтобы не просто боялись бросить на землю бумажку, потому, что их за это накажут, а из уважения к этой земле, на которой они живут. И земля обязательно отплатит им тем же.

- Вы отдаете керамике всю себя: время, эмоции и чувства, свои душевные силы. Что вы получаете взамен этого?

- Удовлетворение и возможность самореализоваться – это главное для меня, как и для каждого. Когда я сажусь за работу – настроение всегда улучшается. Даже если были какие-то неприятности – на работе я успокаиваюсь. Конечно же, и устаю тоже – это физически тяжелый труд. Еще устаю, когда что-то не получается: сломаешь и начинаешь лепить заново. Сделаешь один, два, три – на четвертый все равно получится.

- Как к вам приходят образы?

- Часто – во сне. Или же можно просто сесть, взять карандаш и начать рисовать. И образ все равно придет – во время работы. Если же просто сидеть и ждать, когда к тебе муза спустится с небес – ничего не получится.

О окружающем мире


- Ваши обереги должны сохранять жилище. Но помогают ли они реально: может быть, с их появлением в доме изменилась атмосфера, люди стали меньше ссориться?

- Однажды я подарила одну свою работу хорошей знакомой: это была скульптурка женщины с солнцем над головой; изначально я делала этот оберег для себя. Знакомая та рассказала позже, что когда она поставила этот оберег в комнате, в ее дом перестали заходить люди, которые плохо относились к ней – оставались на пороге. Еще один случай: давным-давно я лепила маленьких колобков, и моя сестра подарила приятельнице такой сувенир. Через какое-то время та женщина догоняет мою сестру на улице и говорит ей: «Мне нужен еще один такой колобок. Когда мне подарили первого – у меня все в жизни изменилось к лучшему».

- Получается, керамические скульптурки, которые вы делаете – волшебные?

- Я думаю, что нередко люди сами наделяют обереги и талисманы чудодейственными свойствами, вкладывают в них свою энергетику. Ведь талисманом может быть и обычная пуговица, главное верить, что она – счастливая.

- Как по вашему мнению, в окружающем нас мире больше хорошего или плохого?

- Конечно, хорошего. Ведь среди большого количества света ты никогда не увидишь тьму. А во тьме ты всегда увидишь самый тонкий лучик света. Я считаю, что в мире и в душе человека все-таки гораздо больше чистого, светлого. Конечно, каждый из нас испытывает и зависть, и злость, и уныние и совсем избавиться от этого невозможно. Но умный человек способен подавлять в себе эти чувства и мысли. Можно, например, помедитировать или заняться спортом. Проверено на себе: после того, как ты позанимаешься в тренажерном зале, у тебя уже не будет времени думать о чем-то плохом.

- Стрессы оказывают разрушающее воздействие на человека, ведь недаром говорят, что «все болезни от нервов». Что делать?

- Если человек здоров – он находится в гармонии с собой и с окружающим его миром. Значит, он умеет восстанавливать свою энергию. Разрушить вашу энергию может даже близкий вам человек, который не хочет этого делать. Например, если в доме находится старый больной родственник, ему не хватает своей энергии, жизненных сил и он начинает забирать их у тебя. Поэтому нужно накопить положительной энергии столько, чтобы хватало и тебе, и другим. Вот для этого, в частности, я и делаю «Дерево жизни».

О хлебе насущном


- Может сегодня художник прожить своим творчеством, не потакая вкусам публики?

- Для этого мастер должен иметь свой стиль. Когда ты только повторяешь кого-то, это не принесет успеха. Но все равно, это не очень большие деньги – на жизнь хватит, но не более того. Сейчас керамика не ценится так, как она должна цениться: рынок завален недорогим китайским ширпотребом. Керамисты из Поднебесной берут какую-то работу, делают копию и пускают ее на поток. Но, нужно отметить, делают это качественно.

- Ваши работы ценят так, как бы вам хотелось?

- Дело даже не в материальной цене. На выставках я слышу много отзывов от незнакомых людей, которые подходят ко мне и благодарят, говорят, что мои работы замечательные. Помню, в Белокурихе подошел пожилой мужчина, потом оказалось, что это заслуженный художник. Я привезла дерево, а на нем две птицы. Художник сказал: «Вы знаете, что от этого дерева в пространство идет вихревая космическая энергия?» На другой выставке молодой человек проходит мимо и говорит: «От какой-то работы идет поток энергии». Рукой нашел – и купил это дерево.

- А сейчас вы работаете на заказ? Ведь при этом чаще всего делаешь не то, что хочется, а то, что продается…

- Я всегда делала то, что мне нравилось. И до сих пор я получаю удовольствие от своей работы. В этом отношении я - счастливый человек. Сейчас же я больше работаю на выставки: на Алтае, в Новосибирске - меня приглашают, и я в них участвую, там и продаются мои работы.

О Бердске


- Вы переехали в Бердск из Кемерово. Почему именно в этот город?

- Потому, что это очень красивый город, чистый и позитивный. Ведь именно здесь я начала заниматься керамикой, здесь я получила возможность выразить свой внутренний мир. В ноябре в историко-художественном музее откроется моя персональная выставка «Сбереги свою обитель», я ее посвятила нашему городу. Бердск станет очень красивым не потому, что построят новые дороги или скверы, а когда люди будут любить город – он и будет процветать.

Павел ВИНОГРАДОВ, фото из архива Марии Пономаревой